Астрология всегда претендовала на звание науки. Даже сегодня, давая объявления на последних страницах газет, в рубрике «разное» или «срочное», «профессиональные» астрологи числят себя в магистрах, профессорах, академиках и проч. Вместе с тем, астрология, помимо сугубо практического своего приложения, связанного с гаданием и, как говорили в средние века, «суждением» о будущем (judicium - отсюда юдициарная астрология), имела и ярко выраженное эстетическое, художественное значение. В этом смысле, она соответствует тому, что Лотман писал о неразрывной связи научного и художественного мышления. Астрология была, несомненно, приложением творческого духа человека, хотя его с таким же успехом можно окрестить фантазерским и волюнтаристским.
Предлагаемые строки не являются ни «оправданием» астрологии, ни осуждением многовековых «предрассудков». Историческое бытование астрологии нуждается в осмыслении и, по возможности, в объяснении, как и любой «предрассудок», например, охота на ведьм на рубеже средневековья и Нового времени (кстати, генетически связанная со средневековой астрологией). Мне хотелось бы поразмышлять над тем, что такое астрологический образ мышления и в чем причина его устойчивости на протяжении всего средневековья. К этому побудило меня чтение некоторых астрологических сочинений, написанных в XII-XIII веках христианскими авторами или переводившихся с арабского на латынь, а с конца XIII века и на новые языки. Дело не только в том, что в это время астрология стала популярной наукой, а в том, что многие ее постулаты, образы и метафоры еще на заре средневековья вошли в сознание людей, далеких от нее или даже отрицавших ее. Первые христианские мыслители жаловались, что члены их общин употребляют выражения вроде «родиться под счастливой звездой», а некоторые, по свидетельству папы Льва Великого (V в.) даже обращаются к восходящему солнцу с мольбой «Помилуй нас», словно с ектеньей.
Обращает на себя внимание тот факт, что констатация связи астрономии и астрологии практически всегда фиксируется исследователями как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений. Однако, на наш взгляд, тут возникает правомерный и открытый вопрос о типологии этой взаимосвязи, а именно:
была ли астрономия классической эпохи согласована с астрологией посредством неких общих междисциплинарных связей или же их связь носила лишь культурно-исторический характер, внешний по отношению к этим дисциплинам?
Нам представляется, что неправомерно говорить о междисциплинарных взаимосвязях астрономии и астрологии лишь на основании того, что прославленные астрономы прошлого (Птолемей (2), ал-Бируни(3), Улугбек (4) и другие) оставили потомкам не только работы, посвящённые астрономии, но и астрологические сочинения, а Региомонтан, Кардано, Кеплер и Галилей (и очень многие другие астрономы и математики) занимались практической астрологией на регулярной и гонорарной основе. Существовали ли более глубокие основания для сочетания этих дисциплин на практике?
Евгений, так ведь Слава сказал, что "планирует" :) Это ж ещё не значит, что он планы составляет, может он летает так без мотора, только за счёт воздуха и инерции А ускорение то не в его власти получается Почитал диссертацию, "ускорился" и "планирует"... :)
Ну не тока надежда, уже кое что есть... Например, диск "Гроссмейстер хорара".... Проект правда вышел в коммерческом отношении совершенно не удачным...
Щас правда его уже электронная версия есть...
Уже даже можно скачать, за .... отзыв.
Вот тока реализовать никак не возьмусь.
Проблема ведь в том, чтобы вещь себя оправдала, а первая статья сомневаюсь, чтобы у нее были большие продажи...
Ведь самое главное не ясно кому и как человек хочет своей статье помочь... Какие проблемы решить?
Мой диск хоть охватывает очень малую группу людей (любители хорара*любители Solar Fire)? но хоть какой то малой группе людей помогает...
А тут непонятно для кого рассчитана статья?
В чем и кому она должна помочь?
Вообще надо понимать, что такое методология
Например, "методология ректификации гороскопа"
Или "Методология поиска потерянной вещи с помощью хорарной карты"
Т.е методология это набор правил, которые могут способствовать решиyb. той или иную задачи
В статье же Восбойникова никакой методологии нет.
Да и автор и не ставил себе таких задач
К сожалению, несмотря на очевидную взаимосвязь астрономии и астрологии классической эпохи, историки науки, и культуры, работавшие в XIX – XX веках, были склонны искусственно обособлять эти две дисциплины, проецируя современную ситуацию размежевания астрономии и астрологии на те времена, когда они были двумя разделами единой науки. В результате, достаточно глубокое изучение сочинений древних, средневековых и ренессансных учёных по астрономии составило явный контраст со слабой изученностью астрологических работ тех же эпох. Огромный массив первоисточников до сих пор остаётся неизданным и неизученным. Это, прежде всего, касается манускриптов на арабском и персидском языках, хранящихся в среднеазиатских и ближневосточных архивах и библиотеках. Из сотен астрологических сочинений учёных исламского средневековья опубликованы считанные единицы...