Как гласит русская поговорка:"обещанного три года ждут".
Я решил заменить Юпитер на Луну и новая тема появляется на исходе третьего месяца (Но ведь не года же )
Описывая принципы китайскрй асирологии, всегда попадаешься в ловушку омонимов. И сейчас, пробуя описать базовые принципы деления эклиптики и горизонта, чуть было не угодил в эту ловушку.
Дело в том, что описать иерархию делений можно с помошью образа дерева, растущего из небес к земле... И сторожевой рефлекс тут же отметил сходство образа с одним из первоэлементов. И с самого начала возникла необходимоость еще раз отметить, что первоэлемент "дерево" (mu") не является базовым в описании частей эклиптики, хоть позже, вместе с остальными элементами, выйдет на сцену.
Итак, речь пойдет о "небесных стволах" и "земных ветвях". Это способы разделить одно большое (годовой путь Солнца и Луны по небосводу и дневной путь любого небесного тела) на упорядоченное количество более мелких составляющих, особенно если при делении подразумевается какая-либо структура. Структура действительно присутствует. И ее я и попробую описать.
Сначала о "ветвях".
Если рассматривать приближенно к европейским аналогам, то "небесные стволы" - описание градусов, а "земные ветви" - знаки зодиака.
Если же обратиться к истории вопроса, то не все так однозначно.
"Небесные ветви" изначально описывались как дни месяца. Они присутствуют и в строении традиционного календаря, почти без изменений дошедшего до наших дней. Но неудобное (математически) число дней в году и несоответствие этого числа количеству новолуний и полнолуний, сподвигли древних китайцев к разработке весьма усложненной системы календарных расчетов с целью свести воедино формализованный календарь и астрономические факторы, лежащие в его основе. Все пришло в согласие достаточно поздно, когда с европейскими миссионерами и купцами в Поднебесную попали сведения о европейской астономии (и астрологии, соответственно). И двенадцатиричная система все расстсвила по местам. Градусов стало не 365, как в древности, а 360 и стволы и ветви пришли в соответствие, отделившись от календаря и оперевшись на более незыблемые точки отсчета - равноденствия и солнцестояния.
По количеству, "небесных стволов" - 10, а "земных ветвей" - 12. Но не стоит попадать в еще одну ловушку - числовые соответствия и наличие единых точек отсчета вовсе не подразумевают прямых аналогий и это я и продемонстрирую.
Начнем с общего вида "ветвей" и их соответствия первоэлементам.
Замечу, что в китайской астрологии нет специальных символов для обозначения знаков и планет. Все обозначается иероглифами, каждый из которых используется в языке как обычное слово.
Европейский зодиак в эту картинку добавлен для того, чтобы нагляднее было видно смещение начал отсчета. А заодно и как иллюстрация условности самих начальных точек отсчета. Непример первый знак "цзы" является вторым, соответствующим "воде". А если вспомнить о традиционном китайском календаре, то первому месяцу будет соответствовать второй знак "чоу".
Собственно в следующей иллюстрации приведены звучание, перевод знаков "ветвей" и их соответствие началам "инь" и "ян". И животным-символам, которые известны вне Китая горазддо шире.
Итак, первая неожиданность, которую преподнес китайский зодиак - сдвиг границ знаков на 15 градусов.
В принципе, отсчитывать зодиак можно от любой точки. Лишь бы описание свойств предложенной системы координат было аутентичным. Но поскольку астрология любой традиции описывает связь реальных небесных объектов с земными событиями, то и точки соприкосновениия обязательно должны быть. И не просто точки соприкосновения, а измеряемые или четко фиксируемые астрономические факторы. Предлагаю на одном из таких остановиться подробнее.
В европейском зодиаке весьма подробно описана ось, проходящая через начала Льва и Водолея. Знаки, управляемые планетами расположены симметрично этой оси. При сравнении с "земными ветвями", заметно, что эта ось проходит через середину знаков, соотнесенных с элементом "земля/почва". А связи элементов, как конструктивные, так и деструктивные, располагаются также симметрично относительно этой же оси.
Особо стоит отметить, что символы, обозначающие и "стволы" и "ветви" для китайцев - обычные слова, имеющие свое значение и используемые в языке. Самое частое использование этих символов в современном языке - литеры для обозначения категорий, когда что-то делится на десятки или дюжины.
Однако перевод этих иероглифов есть и он раскрывает символическое значение знаков.
***************
Теперь о "стволах".
Циклических знаков, которые названы "небесные стволы", десять.
Также, как и "земные ветви" они составляют структуру китайского традиционного календаря и являются таким же основополагающим понятием в китайской астрологии.
Традиционно "стволы" маркировали дни. А поскольку дневной пробег Солнца таков, что равное количество дней не приходится на все месяцы, традиционный календарь унаследовал довольно сложную систему эмболисмических дней и месяцев, чтобы "уравнять" теоретические циклы с реалиями нашего мира. Не остались в стороне и астрономия с астрологией, поначалу поделившие эклиптику на 365 градусов. И в астрологии долгое время присутствовали такие же вставные градусы в последних знаках года с системой их добавления, аналогичной календарной.
Первое из наиболее внятных упоминаний о "небесных стволах" мне встретилось в трактатах по медицине. Это "Hoang di nei jing" и "Ba shi yi nan jing". Где "стволы" недвусмысленно использовались в обозначении дней месяца, обозначенного "ветвью".
Дело в том, что омонимы, как явление лингвистики, присущи многим языкам мира. Подчас бывает трудно различить, то ли слово слилось по звучанию с другим словом языка, сохранив собственное значение, то ли культура распространила смысл слова на родственные понятия, захватив попутно вполне независимую семантическую единицу. Но так или иначе, день по-китайски звучит или ri (Солнце) или tian (небо). В скобках как раз приведены варианты омонимического перевода. Таким образом, словосочетание "небесный ствол" - не единственно возможный перевод "tian gan". Хоть этот перевод весьма привычен всей русскоязычной аудитории, интересующейся вопросами китайской астрологии, медицины и календарем. Альтернативный перевод будет звучать "ствол дня" (основа дня, ось дня и т.п.). И менно такой перевод раскрывает изначальную суть этих символов. Они действительно связаны с днями, а точнее с сутками, как единицами отсчета времени. Несоответствие количества целых оборотов Земли вокруг оси с оборотом Земли вокруг Солнца, пожалуй, древнейшая астрономическая проблема, особенно в приложении к календарным нуждам. Она отразилась и в китайских календарях, и без того отличающихся сложностью и подвижностью.
Как и "земные ветви", "небесные стволы" соотнесены с элементами wu-xing и с началами yin и yang. Отличие в том, что количественных исменений yin и yang в "стволах нет". И это, в принципе, логично... поскольку на небе, откуда растут "стволы", и yin и yang существуют в первозданном виде. А на земле, до которой доходят "ветви" их проявления различны.
Из картинки видно, что "небесные стволы" (tian gan) попарно соотнесены с первоэлементами. Причем пара соседствующих "ветвей" связаны с одним и тем же элементом.
Мне многократно задавали вопрос, почему я использую маленькие орбы (2 град.). Думаю, что теперь ответ очевиден. Лишь при точном аспекте две планеты расположены в градусах одного и того же первоэлемента. И именно этот момент объясняет отсутствие идеи аспектов в китайской астрологии.
Перечитал и еще раз решил отметить, что в картинках я использовал традиционные (для китайцев) цвета для обозначения первоэлементов:
огонь - красный
земля - желтый
металл - белый (металлический блеск, но него на мониторе не покажешь...)
вода - черный
дерево - зеленый.
Ян - традиционно белый, а Инь - традиционно черная... Но стоит проявить внимательность и не путать белый цвет Ян с белым цветом металла... Как ни крути, но без иероглифов не обойтсь.
Здравствуйте, Евгений!
Среди ночи решила отпраздновать "ингрессию Солнца в Рак", зашла посмотреть, "ЧТО, ГДЕ и КАК", оказалось, что я зарегистрирована здесь... Т.к. вчера три раза не получилось... Так что - спасибо "форумотворцам", приятная неожиданность!:)
Но это - отступление, вернее, вступление!
Без картинок, конечно, в китайской премудрости не разберешься...
Да и с картинками тоже... не все сразу...
Среди ночи решила отпраздновать "ингрессию Солнца в Рак", зашла посмотреть, "ЧТО, ГДЕ и КАК", оказалось, что я зарегистрирована здесь... Т.к. вчера три раза не получилось... Так что - спасибо "форумотворцам", приятная неожиданность!:)
Но это - отступление, вернее, вступление!
Не по делу, но кстати:)))) Глядя на карту ингрессии в Рак, вспомнила о тебе и вдруг - нате: ты тут как тут:))))
Не по делу, но кстати:)))) Глядя на карту ингрессии в Рак, вспомнила о тебе и вдруг - нате: ты тут как тут:))))
Как это "не по делу"?!
Разве китайцы не празднуют Летнее Солнцестояние? (второй вопрос Евгению... )
И потом - "Раки мы или не Раки?!..."
И еще картинка по случаю праздника Солнца !
Картинка - искусство племени КУНА (уж не родственники ли "хуна"? ), ныне проживающего в Панаме.
Ну очень много у них "китайского" в символике...
А почему?
Как это "не по делу"?!
Разве китайцы не празднуют Летнее Солнцестояние? (второй вопрос Евгению... )
Ой.. А я и не знаю..
Цитата:
И потом - "Раки мы или не Раки?!..."
Танюша, ракИНЯМ -
Цитата:
И еще картинка по случаю праздника Солнца !
Картинка - искусство племени КУНА (уж не родственники ли "хуна"? ), ныне проживающего в Панаме.
Ну очень много у них "китайского" в символике...
Какая картинка... Вау!!! (Последнее время не могу пройти спокойно мимо такого вот розового, палевого, терракотового и пр.. А здесь просто в десятку ты попала (для моей тушки, естественно..).. )
**********
Что такое "недостаточная инь"?
**********
Это весьма доходчиво отражено в самой первой теме "Начнем, поалуй".
Спасибо за наводку.
Займусь изучением после напряженных летних месяцев (для меня лето - самый напряженный период ).
Тогда, навернякя, появятся новые вопросы.
А пока приятного Вам отдыха!:)
Из нижеизложенного можно сделать какие-то такие логические выводы :
образно выражаясь, стволы в чем-то эквивалентны маркерам градусов и дней, ветви - месяцев. Они имеют свои соответствия по стихиям и сочетания стихий в паре, соответственно, дает нам какую-то почву для интерпретации такого положения (например, хорошо, если есть связь порождения).
Но ветвям также соответствуют количественные пропорции Инь и Ян (например, малая Инь или большой Ян), а ветвям только качественные соответствия Инь и Ян. Как интерпретируется тогда взаимодействие? Например, JiaZi. Ствол Янского Дерева, ветвь Янской Воды. Вода порождает Дерево. А как тогда быть с тем, что ветви соответствует малая Инь, а стволу Ян? По какой схеме это интерпретировать?
И почему ствол Дерево Ян в таблице соответствует янской земле?
Т.е. получается еще какая-то другая плоскость взаимодействия...тогда почва угнетает воду, а не вода питает дерево...а сам градус еще и соответсвует Металлу...
Скромность и самокритика, конечно вызывают уважение, но перебарщивать, все же, не стоит...
А если серьезно: то я весьма терпеливо ждал: когда появятся хоть какие-то вопросы по-существу уже написанного
Очень рад, чтодождался.
Цитата:
Сообщение от arc-en-ciel
образно выражаясь, стволы в чем-то эквивалентны маркерам градусов и дней, ветви - месяцев. Они имеют свои соответствия по стихиям и сочетания стихий в паре, соответственно, дает нам какую-то почву для интерпретации такого положения (например, хорошо, если есть связь порождения).
Все так, только я все же призову пользовать понятие "превоэлемент", чтобы не возникало путаницы со "стихиями", которые западные и совпадают только по названиям...
Цитата:
Сообщение от arc-en-ciel
Но ветвям также соответствуют количественные пропорции Инь и Ян (например, малая Инь или большой Ян), а ветвям только качественные соответствия Инь и Ян. Как интерпретируется тогда взаимодействие?
Вопрос сложный и неоднозначный...
Но если в общих чертах, то говоря о началах Инь и Ян стоит, все же, учитывать, что имеет место отсылка к Солнцу (Ян) и Луне (Инь) непосредственно.
Напомню, что пятерка первоэлементов представлена пятью планетами без участия светил... Сочетания начал и первоэлементов встречается только в описании "стволов" и "ветвей".
Тут речь об аналогах западных "управления" и "рецепции", но со своими особенностями:
1. Поскольку планета непосредственно представляет соответствующий первоэлемент, речь идет о том, насколько комфортно ей в конкретном знаке и градусе. То есть оценка слы планеты по пятибальной шкале в соответствии со звездочкой (wu-xing).
2. Иньские и Янские градусы и знаки в большей степени указывают на направление "действия" планеты (внутри или снаружи)...
3. Если речь идет о положении Солнца или Луны в знаках и градусах, то это оценивается подобно положению планеты в знаках и градусах соответствующих первоэлементов.
Цитата:
Сообщение от arc-en-ciel
И почему ствол Дерево Ян в таблице соответствует янской земле?
Может все же речь идет о разных знаках?
Цитата:
Сообщение от arc-en-ciel
Т.е. получается еще какая-то другая плоскость взаимодействия...тогда почва угнетает воду, а не вода питает дерево...а сам градус еще и соответсвует Металлу...
Приоритет в оценке силы(комфортности) планеты принадлежит в первую очередь стволу (градусу): а ветвь (знак) уже на втором месте...
Не отвечаю многословно лишь потому, что не стоит сразу проглатывать много сведений... Есть разница не только в самом делении неба: но и в том: что именно описывает эта система... И чтобы не возникало путаницы с западными понятиями.
__________________ Крокодил, крокожу и буду крокодить!
Не отвечаю многословно лишь потому, что не стоит сразу проглатывать много сведений... Есть разница не только в самом делении неба: но и в том: что именно описывает эта система... И чтобы не возникало путаницы с западными понятиями.
Ну если учесть, что я еще и думаю день-другой над сообщением, чтоб его осмыслить, перед тем, как ответить...No problem, можно сказать.
Над этим я еще подумаю, потому что вопросов много.
Цитата:
Может все же речь идет о разных знаках?
A вот в это я вообще не въехала пока... Обычно ведь представляют стволы, как соответствующие 5 первоэлементам в порядке порождения с чередованием Ян и Инь, начиная с восточных (Цзя - Дерево Ян, И - Дерево Инь, Бин - Огонь Ян, Дин - Огонь Инь и т.д.). Действительно, такую картинку с таким соответствием первоэлементам я вижу впервые...И не совсем понимаю.
A вот в это я вообще не въехала пока... Обычно ведь представляют стволы, как соответствующие 5 первоэлементам в порядке порождения с чередованием Ян и Инь, начиная с восточных (Цзя - Дерево Ян, И - Дерево Инь, Бин - Огонь Ян, Дин - Огонь Инь и т.д.). Действительно, такую картинку с таким соответствием первоэлементам я вижу впервые...И не совсем понимаю.
Источник этой картинки:
Zhong-guo liao-fa bai-ke quan shu
То есть "Учебная знциклопедия по китайской медицине", издана в Шанхае 1985 г.
В принципе, аналогичные же соответствия указывались и других источниках.
Начала цикла с Дерева - сугубая условность... Нет там приоритета, как и соответствия стволов горизонту.
__________________ Крокодил, крокожу и буду крокодить!
Источник этой картинки:
Zhong-guo liao-fa bai-ke quan shu
То есть "Учебная знциклопедия по китайской медицине", издана в Шанхае 1985 г.
В принципе, аналогичные же соответствия указывались и других источниках.
Начала цикла с Дерева - сугубая условность... Нет там приоритета, как и соответствия стволов горизонту.
Хммм...да, я, конечно, в этом плане (плане доступных источников и способности их адекватно оценить), но приходится иметь дело с тем, что можно найти доступного (пока доступнее какой-нибудь зарубежной университетской синологии, специалистов по космологии периода Han не нашла для себя). Ну вот, например, я нашла вот такой вот труд переводной.
Цель автора, Xiao Ji -- наиболее полно осветить проблематику 5 первоэлементов.
(Я цитирую такой источник, не цитировать же Википедию).
Не понятно, почему же автор взявшийся полно и всесторонне раскрыть тему, обходит стороной такое важное соответствие, почему дает другое и развивает тему на основании этой другой схемы.
Такие мои печальные междометия....
Цитата:
Начала цикла с Дерева - сугубая условность... Нет там приоритета, как и соответствия стволов горизонту.
Ну в общем, не знаю, стоит ли на это рассчитывать, но все-таки рискну спросить, а почему так вышло, что существует несколько вариантов соответствия стволов первоэлементам и их раскладки? Существуют, возможно, еще какие-то третий, четвертый варианты? Визможно, у них разное применение или разное происхождение...
И вообще, Сатурну в градусе Цзя комфортно или Юпитеру все-таки, раз уж на то пошло...
И это я еще не успела позадавать интересующие меня вопросы по предыдущему предложению...
Ну в общем, не знаю, стоит ли на это рассчитывать, но все-таки рискну спросить, а почему так вышло, что существует несколько вариантов соответствия стволов первоэлементам и их раскладки? Существуют, возможно, еще какие-то третий, четвертый варианты? Визможно, у них разное применение или разное происхождение...
Вполне... Ю.К.Щуцкий, в свое время насчитал около двадцати вариантов wu-xing, например... Хотя прижился именно тот вариант, который я воспроизвел. Но там все проще...
Есть такое мнение, основанное на распределении элементов по ветвям...
Земные ветви расположены на границе сезонов и трудно понять, они заканчивают сезон или начинают его. Ведь на круге в любом месте можно поставить точку и считать ее началом...
Последовательность ветвей традиционно начинается с водного знака,
хотя год начинается при входе Солнца в земной знак...
И именно это и склоняет принять схему, где стволы начинаются сземли.
Более того, описываемая Вами схема весьма в ходу в календарной практике, где и у ветвей другие соответствия.
Цитата:
Сообщение от arc-en-ciel
И вообще, Сатурну в градусе Цзя комфортно или Юпитеру все-таки, раз уж на то пошло...
В градусе - хорошо.
__________________ Крокодил, крокожу и буду крокодить!
Вполне... Ю.К.Щуцкий, в свое время насчитал около двадцати вариантов wu-xing, например... Хотя прижился именно тот вариант, который я воспроизвел. Но там все проще...
Как будет время, пороюсь больше, поищу Шуцкого. Пока нашла (чего и следовало ожидать) только Книгу перемен.
В принципе, что меня отпугивает в отечественной синологии - это некое отсутствие хотя бы видимой беспристрастности. Они с первого взгляда все законченные даосы и мистики (ну или занимаются чем-то совсем другим тогда в синологии). Так что я и не копала...
Цитата:
Последовательность ветвей традиционно начинается с водного знака,
хотя год начинается при входе Солнца в земной знак...
И именно это и склоняет принять схему, где стволы начинаются сземли.
Насколько я помню, до объеденения, в эпоху Враждующих царств по крайней мере, были в ходу разные календари у разных царств, а позже, как показали археологические раскопки, было и так, что в некоторых префектурах был в ходу и свой календарь параллельно с официальным. Были такие царства, где год начинался с водной ветви . Разве нет?
Цитата:
Более того, описываемая Вами схема весьма в ходу в календарной практике, где и у ветвей другие соответствия.
Тут у меня легкий шок и тик. А что, у китайцев может быть так, что один из основных элементов вот так просто перекраивается в зависимости от сферы применения? Ну это как если бы газетная асртология и та, которой мы занимаемся, использовали бы разный порядок следования знаков зодиака или ставили бы во Льве обитель не Солнца, а Венеры....
Можно хоть полслова о давности происхождения схемы, рассматриваемой в этой теме? Уже понятно, что она используется в астрологии и медицине, а другая - в календарной мантике. Есть еще какие-то дисциплины, которые отдают предпочтение одной или другой? Хоть намек на объяснение - почему так?
Я зануда, наверное, но люблю понять внутреннюю логику вещей.
Оччень интересно.... Но, я почему то всегда считал что ветки растут от ствола, и ствол понятие первичное для ветвей,и соответственно,более крупное... Поэтому, в свое время, обратившись к истрии астрологии,придумал свое объяснение ствола... Не могу точно вспомнить у кого из древних греков в монографии фигурировали !10! знаков зодиака и !12! домов гороскопа... Причем ,изнасиловав мозг, и обратившись к оригиналу текста ( 4 месяца мучений с оригиналом) там это описывается АПРИОРИ как само собой разумеющееся и не позволяющее других толковании.... И, как не странно, действительно 12 начинались с СЕРЕДИНЫ знака, а самих знаков было !10!, посредством анализа слухов и эзотерических домыслов пришлось отказаться от рыб и девы, как более поздних наслоений.... Итого, получилось 10 классических знаков по 36 градусов, сответствующих дублям 5 син.
Поэтому, в свое время, обратившись к истрии астрологии,придумал свое объяснение ствола... Не могу точно вспомнить у кого из древних греков в монографии фигурировали !10! знаков зодиака и !12! домов гороскопа...
Вообще-то эта тема и этот раздел не о Вашем творчестве...
Второе предупреждение... Хоть Ваш мозг и изнасилован Вами... Все же потрудитесь вспомнить источник...
Как император этого раздела отпускаю Вам две недели на реабилитацию мозга от такой травмы.
__________________ Крокодил, крокожу и буду крокодить!