Старый 10.08.2009, 12:32   #1
Irina Vichajte
Админ
 
Аватар для Irina Vichajte
 
Регистрация: 28.05.2007
Сообщения: 47,994
Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000Irina Vichajte репутация выше +2000
Angry Можно ли изучить астрологию по книгам?

- Можно ли самостоятельно изучить астрологию по книгам?

- Несмотря на то, что вопрос кажется очень простым, в нем заложена убедительность самых разных и, подчас, противоположных мнений. Почему?

Во-первых, к настоящему дню астрология не представляет из себя нечто единое и однородное. А это означает, что существующие школы и книги могут предлагать Вам опереться на взаимоисключающие базовые посылки, на конфликтующие между собой утверждения и т.п.

Возможности интернета и современного издательского дела, позволяющие любому автору издать свой учебник или обучающий курс лекций на CD за собственные деньги или организовать преподавание с помощью сайта и т.п. усложняют самостоятельную работу с "базовой" информацией, поскольку, обращаясь к разным источникам, крайне быстро можно обнаружить противоречивость предложений от разных авторов или направлений даже на уровне "базовых знаний".

Таким образом, любой человек, который решает изучать астрологию самостоятельно, сталкивается с проблемами:

1. Критериев выбора и оценки "предложений" (под "предложением" я имею в виду любой формат обучения - от учебника до школы)

2. Отсутствием рецензирования или внешней апробации того или иного "предложения". Вы можете не понять по выходным данным издания - имеете ли дело с "самиздатом" или с книгой, которую "купило" у автора издательство, потому что считает эту книгу достойной издания. Но даже в случае публикации книги в издательстве, Вы можете не разобраться по каким именно причинам эта книга пользуется спросом.

То же и со школами или мастер-классами. Любой, кто считает себя астрологом или является таковым (фактические критерии отсутствуют) может арендовать помещение и объявить о лекциях. Открытие некоего ООО, в Устав которого записаны разнообразные возможности, позволяет на "внешнем" уровне данной фирме презентовать себя как школу. Интернет позволяет избегать даже этого "фильтра", связывающего "предлагающего" с необходимостью опираться на те требования правового поля, в котором находится фирма.

Таким образом, принятые в любой зрелой профессиональной среде формы ответственности за распространяемую информацию, в астрологической среде если и не находятся в состоянии полного произвола и сугубо личных "планок" того, кто занимается обучением астрологии, то, по всей видимости, находятся в состоянии, близком к характеристике "произвол".

Посетитель лекций или курсов, привыкший к тому, что даже популярные лекции о математике читают профессиональные математики, а не парикмахеры, не имеет ни малейшей возможности быть уверенным, что предложенный обучающий курс несёт в себе ценную профессиональную информацию, поскольку в настоящее время "астролог" - это чаще всего самоназвание, нежели профессиональная категория, имеющая строгие характеристики.

Всё вышеперечисленное, на мой взгляд, отсылает нас к "системным" проблемам бытования астрологии в настоящее время:

1. Астрология - крайне неоднородное социально-культурнное явление.

2. Информационные носители базовых знаний в области астрологии находятся вне каких бы то ни было объективных критериев их оценки, вследствие чего одним из важнейших критериев оценки является авторитет того, кто эти знания распространяет, что неизбежно приводит нас к ряду весьма субъективных критериев выбора источника астрологической информации, как-то - доверию, симпатиям и т.п.

3. Критерии того, кого можно считать или назвать профессиональным астрологом - не сформированы и также противоречивы.

4. Не менее противоречивыми оказываются и характеристики деятельности астролога, а это подчеркивает проблему, возникающую при вопросе - что считать навыками или занятиями астролога? Каждое направление астрологии может иметь весьма отличающиеся представления о том, что должен знать или уметь ДЕЛАТЬ обученный специалист.

И т.д., что делает вопрос - можно ли изучать астрологию по книгам? - вопросом со множеством неизвестных при словах "астрология", "астрологические книги" и "изучать".

Во-вторых, при ответе на подобный вопрос многие справедливо подчеркивают индивидуальные навыки или особенности того, кто пытается понять - стоит ли ему искать какую-либо школу или можно попробовать изучать астрологию самостоятельно.

Поскольку объем и число противоречий в астрологической информации весьма велик (см. выше), то, очевидно, продуктивность работы с противоречивой информацией зависит от уже имеющихся умений работы с информацией как таковой - умение её структурировать, отсеивать, проверять и т.п. Например, одним из первичных критериев работы с "предложениями" могут быть обычные социальные критерии работы с предложениями, как-то:

1. Школа, имеющая юридический адрес и работающая длительное время, может быть предпочтительнее школы, "оформленной" только как индивидуальный сайт в интернете.

2. Книга, изданная активно работающим в этой области издательством (например, издательством "Мир Урании") может быть предпочтительнее книги, издаваемой самим автором.

И т.п. Подобный критерий позволяет нам предпочесть коллективную и доказанную ответственность людей, работающих с астрологической информацией, поскольку и крупные школы, и крупные издательства, находящиеся на рынке не первый год, демонстрируют, как минимум, востребованность своих предложений, то есть апробацию качества своей работы хотя бы и в такой форме.

Далее, очевидно, начинается область индивидуальных критериев выбора и оценки информации, которые могут быть весьма разнообразны и чаще всего субъективны, поскольку зачастую опираются на доверие или веру в то, что данное направление в астрологии или данная информация оказывается небесполезной. Здесь новичек неизбежно попадает в область авансов, симпатий и пр., которые могут колебаться, изменяться или, напротив, - укрепляться, но вряд ли могут дать хотя бы приблизительную гарантию того, что искомый результат будет достигнут.

Если до сих пор я попробовала обозначить те факторы, которые мешают дать какой бы то ни было объективный ответ на Ваш вопрос, то теперь позволю себе отметить принципиальные преимущества системного и последовательного обучения, которые вряд ли могут быть достигнуты самостоятельно, а именно: в самостоятельной работе отсутствует какая бы то ни было систематическая внешняя проверка и оценка того, что Вы самостоятельно усвоили. У Вас, как правило, нет инструмента распознать - седлали ли Вы ошибку в какой-то своей учебной практической работе или Вы столкнулись с "темным местом" того направления астрологии, которое Вы взялись изучать.

На мой взгляд, это самая трудная проблема самостоятельного обучения. В любой школе преподаватель астрологии занимается не только последовательным изложением теории, но и заботится о том, чтобы продемонстрировать любую теоретическую посылку на практике. А поскольку астрология позиционирует себя как практическая дисциплина, то практические занятия предполагают проверку того, как именно Вы усвоили теорию. Даже если Вы впоследствии отказываетесь от каких-то теоретических построений, то Вы это делаете с привлечением практических аргументов: Вам будет очень трудно отказаться от теорий, которые подкреплены такими навыками, которые показывают результат, который Вас удовлетворяет. И наоборот - Вы неизбежно усомнитесь в любой теории, если из неё не следуют возможности убедительного практического применения.

Различные школы и направления астрологии отличаются друг от друга именно на уровне теоретических построений и теоретической системности. Сомнения и метания (от направления к направлению) обычно связаны с практической неубедительностью тех или иных "правил". К сожалению, у человека, который обучается вне системы практических занятий (не важно - самостоятельно или с помощью теоретических лекционных курсов), возможности проверки того, как именно он усвоил ту или иную теорию значительно снижены по сравнению с человеком, который прошел обучение на практических занятиях. Самостоятельно обучающийся человек может просто не понять тут или иную "посылку" теории или понять её практическое применение по-своему.

К сожалению, в любом выборе форм изучения астрологии, имеются свои проблемы и свои преимущества. Мне кажется, что в решении таких вопросов стоит познакомится с максимальным числом "за" и "против" и уже на основании того, какие издержки Вы считаете для себя наименьшими, попробовать принимать решение.

=============


Этот вопрос был поднят и обсуждается участниками наших форумов здесь:

http://forum.argo-school.ru/showthread.php?t=1765

С уважением,
Ирина
Irina Vichajte вне форума  
Закрытая тема


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT +1, время: 11:06.


Powered by vBulletin Version 3.5.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
© 1995-2024, ARGO