[quote]'Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов
'«ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?
В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет — и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию).
Интересно, что еще в XVIIIв В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика)
щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство)
тщетные науки (алхимия, астрология);
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
вредительские науки (колдовство)
У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А.Климова, по которой все
профессии можно распределить по 5 предметам, 3 целям, 4 средствам и 4 условиям труда.
По Климову,можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек»,
«природа», «знак», «художественный образ».Это — первый уровень классификации
1. ТЕХНИКА К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
2. ЧЕЛОВЕК Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти
профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую
социальную значимость.Они требуют от человека терпения и требовательности,умения брать ответственность на себя,
контролировать свои эмоции.Главное содержание труда в этих профессиях—эффективное взаимодействие между людьми.
Одни качества способствуют успешной работе,а другие—осложняют ее.Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы.
Какой темперамент располагает к общению с другими людьми?
3. ПРИРОДА К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой.Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
Какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере?
4. ЗНАК К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
'Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.
1. Гностические профессии
Гностические, или познавательные, цели труда могут быть разнообразными:сортировать, сравнивать, проверять, оценивать. Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов профессий: «Природа» — биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; «Техника» — контролер радиоаппаратуры, испытатель; «Человек» — судебно-медицинский эксперт, социолог; «Знак» — корректор, аудитор; «Художественный образ» — искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные требования к работнику: необходимы познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления, ответственность.
2. Преобразующие профессии
Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы, энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть сразу — строитель, кузнец, художник, в других — результаты ждут месяцы и годы (селекционер, воспитатель). Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит от предмета и содержания его труда: «Природа» — животновод, растениевод, зоотехник; «Техника» — слесарь, станочник; «Человек» — учитель, тренер; «Знак» — верстальщик, бухгалтер; «Художественный образ» — художник-оформитель, модельер.
'3. Изыскательские профессии
'Цель труда профессий этого класса — поиск чего-то нового, неизвестного. «Природа» — инспектор рыбнадзора, егерь, биолог-исследователь; «Техника» — инженер-конструктор; «Человек» — агент по снабжению, организатор производства; «знак» — программист, математик; «Художественный образ» — композитор, дизайнер. Многие профессии сочетают в себе признаки разных классов.
На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными.
Вещественные орудия труда — это молоток и топор плотника, скальпель хирурга, скрипка музыканта, указка учителя, компьютер программиста. Вещественные средства труда бывают ручными (Р) — скальпель, отвертка, резец, кисть; механическими (М) — швейная машина, автомобиль, подъемный кран; автоматическими (А) — автоматические и полуавтоматические линии, робототехнические комплексы.
Функциональные орудия незримы. Это глазомер плотника, тактильные ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста.
Средства труда составляют третий уровень нашей пирамиды.
Водолаз обследует акватории,подводную часть сооружений и судов,находит и устраняет повреждения в корпусах кораблей и гидротехнических сооружениях, прокладывает под водой кабельные линии, трубопроводы, поднимает затонувшие судов, проводит резку и сварку металлоконструкций под водой; проводит исследования.
'Подземные штурманы—маркшейдеры,—пользуясь специальными приборами, производят измерения и вычисления, составляют подземные карты, работая и под землей,
'и на местности, и за письменным столом.Они работают с ювелирной точностью,потому что отклонение даже в пять сантиметров при встречной проходке тоннелей недопустимо.
'Пилоты гражданской авиации не только перевозят грузы и пассажиров.Они уточняют карты местности, тушат лесные пожары. Крены, углы набора высоты, скорости, направления, состояние бортовых систем — все это в поле зрения пилота.
'Врач,воспитатель,учитель несут ответственность за жизнь,здоровье,полноценное воспитание людей.Их труд,как и труд пилота, связан с повышенной моральной и материальной ответственностью.
Различают четыре группы условий труда:
Б—обычный,бытовой микроклимат(лаборант,бухгалтер,продавец,ученый)
О—открытый воздух (агроном,инспектор ГИБДД,монтажник, геолог)
Н—необычные условия (шахтер,космонавт,подводник, пожарный)
М—повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей,за большие материальные ценности(учитель,врач, судья, охранник)
[/quote]
сорок тысяч профессий - очевидна необходимость какой=то классификации,иначе
астролог при определении профессии по карте запутается
нужные науки(образование, здравоохранение, экономика, право) Юпитер
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика) Сатурн
щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство) Венера
тщетные науки (алхимия, астрология) Уран
вредительские науки (колдовство) Плутон
Не хватает Марса
Военный,полиция,МЧС и Т.Д
К Марсу нужно перенести и здравоохранение из нужных наук и
и Солнцe,Луна
........................................ ........................
ТЕХНИКА Меркурий
К этой группе относятся профессии,связанные с производством,обслуживание и проектированием любой техники,
Инженер,конструктор,летчик,машинист,води тель,электрик,строитель,автослесарь,сант ехник,горнорабочий,испытатель двигателей
Литературу тоже лучше перенести к Меркурию,горнорабочего - к Сатурну или Марсу
У нас в стране чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А.Климова, по которой все
профессии можно распределить по 5 предметам(4 стихии+5-й элемент-эфир),3 целям(кресты),4 средствам(триплицитет)и
4 условиям труда(четверти).
или 4 средства(четверти)и 4 условия труда(триплицитет)?
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
Омар Хайям
Последний раз редактировалось Viktor, 24.09.2016 в 18:27.
1.1. Оценивать, проверять.
1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
1.6. Создавать произведения искусства.
1.7. Руководить людьми.
1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо
Похоже на знак на куспиде 10 дома:
Оценивать, проверять - Скорпион - 8 дом
Исследовать что-либо, делать открытия Водолей 11-й дом
Перевозить, перемещать людей, грузы Близнецы 3-й дом
Изготавливать какие-нибудь предметы Телец 2-й
Учить, воспитывать, консультировать Лев 5-й
Создавать произведения искусства 2+5
Руководить людьми Козерог 10-й
Обслуживать кого-либо или чего-либо Дева 6-й
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
Омар Хайям
Последний раз редактировалось Viktor, 24.09.2016 в 18:50.
4.1. Бытовой микроклимат.
4.2. Помещения с большим числом людей.
4.3. Разъезды и командировки.
4.4. Открытый воздух.
4.5. Экстремальные условия.
4.6. Работа на дому.
4.7. Особые условия.
4.8. Повышенная ответственность.
Условия чему могут соответствовать?
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
Очень полезная ссылка: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=sl_prof#117
'Автомеханик
'Содержание деятельности: занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет транспортом.
'Профессионально важные качества: хорошее внимание, склонность к ручному труду, точность движений, предметно-действенное техническое мышление.
'Медицинские противопоказания: заболевание опорно-двигательного аппарата, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, деформация пальцев.
'Автослесарь
'Содержание деятельности: зобеспечивает безотказную работу машин, следит за их техническим состоянием, предотвращает или устраняет неисправности; выясняет, в каком состоянии находятся механизмы машины; затем приступает непосредственно к ремонту автомобиля.
'Профессионально важные качества: хорошее внимание, склонность к ручному труду, точность движений, предметно-действенное техническое мышление.
'Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, деформация пальцев.
'Агроном
'Содержание деятельности: работает в сельском и лесном хозяйстве; изучает особенности растений и почвенно-климатические условия; организует выполнение мероприятий по мелиорации (улучшению) земель, получению высоких и устойчивых урожаев, рациональному использованию сельскохозяйственных и лесных угодий, рабочей силы, техники; готовит посадочный материал; внедряет технологии по борьбе с вредителями и болезнями растений.
'Профессионально важные качества: организаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, предметно-действенное мышление.
'Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.
'Агротехник
'Содержание деятельности: проводит селекционную работу по улучшению сортов растений; ищет пути эффективного использования удобрений и улучшения земель, рационального использования сельскохозяйственных и лесных угодий, рабочей силы, техники; обеспечивает внедрение передовых технологий по борьбе с вредителями, болезнями растений с применением различных средств защиты.
'Профессионально важные качества: любовь к природе, физическая выносливость, хорошее внимание, предметно-действенное мышление
'Медицинские противопоказания: аллергия на химикаты, выраженные нервно-психические заболевания.
'Агрохимик
'
'Содержание деятельности: проводит мероприятия для урожайности сельскохозяйственных культур, руководит агрохимической лабораторией хозяйства, участвует в разработке севооборота, на основе анализов определяет наиболее эффективные сорта растений и систему удобрений.
'Профессионально важные качества: аорганизаторские и аналитические способности, хорошее внимание и память, аналитическое, предметно-действенное и словесно-логическое мышление.
'Медицинские противопоказания: аллергии на растения, химикаты, склонность к простудным заболеваниям.
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
А бывают ни разу не вредительские науки?
Астрология ни разу не полезна?Астрология? Хотя нет:А вдруг, астрология - вредительская, или полезная?
Это не ко мне - к Татищеву
Моя идея в чем - выправить список(изменить названия,сделать в нем 7 пунктов)
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика)
щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство)
тщетные науки (алхимия, астрология)
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
вредительские науки (колдовство)
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
Омар Хайям
Последний раз редактировалось Viktor, 25.09.2016 в 06:11.
Моя идея в чем - выправить список(изменить названия,сделать в нем 7 пунктов)
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)
полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика)
щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство)
тщетные науки (алхимия, астрология)
нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право) вредительские науки (колдовство)
Согласен. Ни единой секунды в своей жизни не считал литературу наукой.
Под наукой Татищев подразумевает профессию:
Науки в его таблице - это он так профессии классифицирует
__________________
Все равно семь планет и четыре стихии
В грош не ставят свободную волю мою!
Омар Хайям
Последний раз редактировалось Viktor, 25.09.2016 в 09:45.